Карта сайта
Сыроедение и не только

Родниковая и Вероникины Косы

Вид на серпантин с верхней точки Вилючинского перевала

Сегодня я хочу рассказать об одном очень красивом и известном среди камчатских любителей природы месте — Родниковой. Это одно из названий базы, расположенной в одном из распадков перевала Вилючинского, непосредственно вблизи одноименного вулкана. Едем туда по той же дороге, которая ведет к вулкану Горелому. Добираемся до высшей точки перевала по серпантинистой дороге, и начинаем спускаться вниз. В определенный момент нужно свернуть налево и продвигаться, ориентируясь в колеях — их трудно назвать дорогами, особенно после дождя, в распутицу. Наконец, мы доезжаем  до края плато, и дальше идем пешком.

Надо сказать, что такие места называются альпийскими лугами, поскольку это уже настоящие предгорья, и там произрастает совершенно уникальная растительность. Большинство из трав, цветущих растений и папоротников с лишайниками занесены в Красную Книгу и более нигде в мире не встречаются.

Снег в этих местах окончательно сходит где-то в июле, но в отдельных ложбинах лежит и в августе, а кое-где не сходит никогда. Но это не мешает пространству сиять великолепным ковром из ярких цветов. А ближе к концу августа-сентябре там созревают ягоды-брусника, шикша. Рай для сыроедов и… медведей)))

Один из видов альпийских рододендронов

Мы идем пешком, потому что на машине зачастую просто опасно там ехать, наш водитель не рискует и спускается вниз в одиночестве на своей вахтовке. Спуск занимает минут 15-20. Слева вдруг открывается обрыв, глубокий овраг, и мы видим в глубине водопад. Первый раз я увидела его издалека, сверху, и он, конечно же,  не произвел на меня особого впечатления — просто красивое, живописное зрелище.

Но когда мы обогнули овраг и зашли с другой стороны, спустившись к водопаду вплотную по одной из множества тропинок, то ощущения  стали оглушительными. Раньше я никогда не видела такого впечатляющего вида.

Ручей, который  рождает водопад, называется Спокойный. И самого ручья на всем спуске в овраг действительно не видно, и не слышно, пока он не добирается до этого обрыва. Точная высота, с которой падают массы воды, мне неизвестна. Сведения из разных источников противоречат друг другу, где-то называется цифра 16 метров, где-то 30 метров, а где-то и все 40. Думаю, стоит предположить, что наиболее вероятная цифра все-же 30 метров. Своему глазомеру я доверяю ))

Вертикальные глыбы базальта

Стены, окружающие это чудо природы, сложены из вертикальных базальтовых плит. Обычно горы имеют строение, выглядящее как горизонтальные пласты. А вертикальные я увидела впервые. Впоследствии я поняла, что практически все камчатские водопады имеют вблизи такие каменные основы. Называется водопад Вероникины косы, или Волосы Вероники. Самое интересное, что еще в нескольких российских заповедных местах есть водопады с такими же названиями.

Почему именно таинственная Вероника и ее шевелюра удостоилась такого настойчивого увековечивания, а, скажем, не Евгения, я не знаю))))) Но факт остается фактом. На одном из сайтов нашла еще одно объяснение — якобы вертикальные базальтовые камни напоминают фигуры девушек, а сами струи воды как бы и есть их косы))

Ну со струями согласна, они действительно напоминают роскошную длинную гриву волос. А вот фигур девушек я там не увидела, сколько ни вглядывалась.  Однако  профиль Ворона Кутха с огромным клювом-верховного божественного существа в пантеоне богов в верованиях местных камчатских народностей-я определенно разглядела. И запечатлела.

Фотографировать вблизи водопада очень непросто, потому что воздух буквально пронизан водяной мелкодисперсной пылью. Объектив мгновенно покрывается слоем мелких капелек. Чтобы сделать высококачественные снимки, нужно обладать проофессиональной аппаратурой со специальными приспособлениями.

Первое крещение в водопаде))

Да что там снимки! Стоит чуть спуститься вниз, ближе к водопаду, одежда моментально становится мокрой насквозь! Когда мы отправились туда впервые, то запаслись дождевиками. Нацепили их и стали спускаться. Но еще на трети спуска все равно были мокрыми, потому что хоть и была целлофановая защита в районе туловища, ноги и голова все равно промокли, как будто мы попали под ливень))

Камни, по которым надо спускаться вниз-мокрые, скользкие, покрытые слоем зеленых водорослей. Спуск довольно непростой. Но когда нас это останавливало? На Камчатке вообще очень странный народ-когда начинает извергаться очередной вулкан — то все, вместо того, чтобы спасаться, срочно бегут поближе к кратеру и лаве. Когда объявляют угрозу цунами-все мчатся на берег океана, смотреть))) Такой непуганый народ какие-то скользкие камни, где впору прыгать только горным козлам, остановить не могут в принципе)))

В итоге я спустилась в самый низ, где вода падает в русло ручья. И, стоя на плоском камне, задрала голову вверх. Вот это ощущение, я вам скажу! Чувство, что тонны воды падают прямо на тебя, шум, брызги, радуга-просто невообразимо! И вдохновляюще! А масса воды все падает и падает!

На Камчатке есть водопады разного проихождения-вот такие постоянные, рожденные ручьем или речкой. И образованные таянием ледника-по сути, временные. Пока есть ледник, и он тает-есть и водопад. Кончается снег, вода иссякает до следующего сезона. Но снег кончается неохотно, поскольку лето короткое здесь, и наблюдать в реальности можно только изменение интенсивности падения водного потока. То она больше, то меньше.

Пока оставим Вероникины косы в покое, и спустимся дальше. А дальше и находится сама база Родниковая, или,  как ее официально называют-Алней. Там есть домики и другие удобства для отдыха, но нас они не интересуют. Мы встаем палаточным лагерем на лужайке. А потом идем купаться в горячих термальных источниках, ради которых, собственно, вся эта база и затевалась.

Вид из русла ручья Спокойного

А рядом течет тот самый ручей Спокойный, который уже превратился в небольшую, но стремительную речку. Любимое развлечение камчатцев — хорошо прогреться в бассейне с термальной водой, а потом резко сигануть в ледяную воду ручья) Ощущения непередаваемые!

Тут же нас водили на эксурсию. Оказывается, это место сначала было центром добычи золотосодержащей руды. Мы видели старые разрушенные шахты. Но потом запасы руды иссякли и место это осталось центром тусовки снежных барсов и фрирайдеров, которые катаются в сезон с диких склонов сопок на лыжах и бордах.

Когда я впервые увидела водопад, я загорелась желанием обязательно сфотографироватся у его подножия, спустившись туда в купальнике. Что и сделала в одной из следующих поездок. Но фото, к сожалению, не получилось, потому что фотограф не смог справиться с залепившей объектив водяной пылью. На фото видно только крошечную отчаянную фигурку под массивом воды.

Зато когда мы поднимались от водопада на плато к нашим машинам, я испытала одно из самых волнующих приключений в своей жизни! Мы ходили к водопаду компанией из восьми человек. А когда поднимались назад, то мы с моим спутником почему — то выбрали другую тропу, немного заблудились и отстали от общей группы.

Уже почти вышли из зарослей высокой травы и преодолели основной подъем, как приятелю срочно захотелось в кустики)) Я потихоньку пошла вперед, ожидая, что он догонит меня. Иду я, иду, а он все не догоняет! Остановилась, жду. Потом ждать надоело, пошла снова. И так я останавливалась раза четыре.

Хрустальные перекаты ручья

Солнечный, яркий день, вокруг зелень и высоченные горные хребты. Вроде бы знаешь, что где-то рядом есть люди, и направление движения правильное. А чувство одиночества перед природой не оставляет, чувство, что ты песчинка перед ней. И вдруг боковым зрением, наискось от дороги и чуть вперед я замечаю движение… Кто-то несется галопом…

Первая мысль-лошадь.. Но какие лошади в такой глуши? И тут до меня доходит — медведь!!! Огромный, рыжеватый, с лоснящимися боками. Остановилась я, остановился он. До меня дошло, что он меня ВИДИТ! И не просто видит, он прямо на меня и смотрит. Как говорится, в мгновение вся жизнь пролетела перед глазами! Я знаю, что бежать нельзя. Да и некуда. Что назад, что вперед-местность открытая, скорость медведи развивают спринтерскую. Захотелось лечь на землю и стать невидимкой…..

Пока я раздумывала, что же предпринять, на пригорке показался микроавтобус с японскими туристами. Надо было видеть их бешеные глаза! Похоже, они столкнулись с Хозяином в упор, и они же его и согнали с тропы. От них он галопом и убегал.

Японцы еще возбужденно щебетали,  а я уже успела заснять медведя. Но объектив-то после съемки возле водопада никто не протирал, поэтому мишка получился все же смазанным. Тут, под раздачу, появился наконец-то и мой спутник из кустов)))

Медведь спрятался в заросли, туристы покатили к водопаду, а мы пошли дальше, искать своих друзей по этой же дороге. Поднявшись на пригорок, мы увидели следы огромных медвежьих лап. И тут для меня сложился окончательный пазл в этой картине. Медведь шел мне навстречу. И мы бы столкнулись лоб в лоб с ним, поскольку я не успела бы увидеть его из-за этого пригорка…. Меня спасли те самые несколько минут, которые я потратила на ожидание своего застрявшего в кустах товарища, втайне досадуя на него.. Представляете, какие меры предприняли  мои ангелы-хранители, чтобы я была в безопасности!

Мораль: Если на кого-то напала в лесу медвежья болезнь, это иногда может стать настоящим благом! Ибо спасет другого от настоящего медведя… Вселенная не делает ошибок, никогда! Будьте благодарны!

Кстати, сколько я ни рассказывала потом знакомым об этом случае, особо никто не верил. Потому что это место довольно массовое в плане посещений туристов, и медведи там как-то не очень встречаются…

Рискую свалиться в воду )

Ну, а следующая поездка к водопаду на Родниковой  преподнесла мне настоящий подарок. Погода была, что называется, ни то, ни се. То дождь, то ветер, то солнце. Неустойчивая, одним словом. Мы поехали со знакомым вдвоем на этот раз. А на экстремальщиков мне везет, надо сказать)) В такие места люди обычно ездят на вахтовках, или на джипах. Подготовленными на случай разных дорожных неприятностей. А мы уехали на старенькой иномарке, которая проходимостью даже в обычных условиях не отличалась бы. Но на перевале мы встретили машину с номером 911. А это мой личный знак железной поддержки Вселенной.

Все и было отлично, если не считать, что мы чудом проползли по глубокой колее, в которую из — за дождей превратилась дорога. Спустились к водопаду, сделали массу великолепных фото. И вот когда мы поднимались на плато к машине, пошла очередная полоса дождя и потом выглянуло солнце. Я увидела роскошную радугу!

Кто был в горах и видел там радугу, тот поймет мой восторг. Потому что на равнине, и тем более в городе такого не увидишь. Это была настоящая роскошь — огромная, ярчайшая. И горела только для меня)) Потому что на многие десятки километров там не было ни души! Так что Родниковая с ее Вероникиными косами место для меня лично необычное и удивительное, полное приятных сюрпризов и поучительных событий!

И такие события в этих местах случаются!

Вид с обрыва

Термальный бассейн

Кто видел фигурку Кутха, сразу его узнает!