Карта сайта
Сыроедение и не только

Толбачик. Незабываемая неделя на вулкане. Восхождение.

конус Острого Толбачика

Продолжение предыдущего поста.

О том, что такое Толбачик и чем он знаменит, я писала здесь. Там же можно прочитать и о том, как прошел наш первый день пребывания на Толбачике. Вечером и ночью мы, видимо, очень плодотворно поколдовали возле костра на предмет налаживания хорошей погоды, потому что наутро вовсю светило солнце, и мы, быстро позавтракав, выехали к подножию вулкана. Нам предстояло совершить главное, ради чего и затевалась вся поездка- подняться на вершину действующего вулкана Плоский Толбачик.

На самом деле, когда несведующие до поры до времени люди впервые попадают в Толбачинский дол или расматривают фото вулкана, они думают, что извергался и творил безобразия именно высокий, остроконечный конус с заснеженной шапкой. Но на самом деле это совершенно безобидный, много тысяч лет назад потухший вулкан Острый Толбачик. Тот, который огнедышаший- он рядом, как бы примыкает к Острому справа, лежит у него на плече, и издалека выглядит просто как часть хребта.

Совершают ли восхождения на Острый Толбачик- мне неизвестно. Скорее всего, да. Но поскольку его конус обледеневший, покрыт нетающими ледниками и достаточно крутой, то для поддъема наверняка требуется специальное снаряжение, и подъем туда- удел подготовленных, опытных альпинистов. Мы же отправились покорять Плоский Толбачик, высота которого все же немалая —  3140 метров. Погода была великолепной, можно было брать купальник и надеяться на горный загар. Но я была научена прежним туристическим опытом и знала, что высокогорные погодные условия очень коварны, и лето может в одну минуту превратиться в зиму. Поэтому я взяла в с собой в рюкзак три варианта одежды- купальник, теплые вещи (штаны и куртку), а свитер и брюки одела на себя.

Несуществующая ныне Ленинградка

И ведь нисколько не ошиблась! Несмотря на солнечную погоду, вулкан, а точнее, его Дух все же устроил нам испытание! Наверное, это был ритуал посвящения, и мы его оценили в полной мере! Накануне прошел сильный дождь, который подарил нам шикарную радугу. Но следы этого дождя под ярким солнцем стали испаряться, и образовался густой туман, который изрядно подпортил нам впечатления от подъема к кратеру. Но обо всем по- порядку))

Наш водитель очень облегчил нам задачу по восхождению, отвезя нас буквально на высоту более 1500 метров. До того места, где еще возможно было проехать на нашей вахтовке. В итоге наш подъем на гору занял всего 4 часа вместо тех 8, которые обычно затрачивают туристы. Мы миновали Лениградку- базу сейсмологов, поднялись намного выше нее, и уже оттуда начали свой путь пешком. Забегая вперед, скажу, что через несколько месяцев после нашей поездки Плоский Толбачик снова проснулся. Проспав 36 лет, позволив исковерканной природе немного восстановиться, он подверг ее новому испытанию…

Многое из того, что мы видели в августе 2012 года, уже не существует. Большинство моих фото- уникальны, просто потому, что часть запечатленных ландшафтов исчезла с лица земли во время нового извержения. Самое интересное, что такая мысль посетила меня во время путешествия неоднократно… Я думала и говорила с друзьями о том, как хрупко зачастую бывает то, что нам кажется постоянным, незыблемым. И как мгновенно оно может разрушиться, измениться, исчезнуть…Так и случилось на Толбачике. Мертвый лес жив, потому что потоки лавы пошли совсем в другую сторону! Но вот Лениградки не существует. Она погибла в первые же часы нового извержения. Так же как и вся поверхность, которая к ней прилегала. Там все теперь выглядит иначе!

В такой «экипировке» я шла поначалу

Когда мы только начали подъем вверх, я быстро разделась до купальника, потому что стало очень жарко. Но полосы тумана стали появляться все чаще и гуще, и все же я была вынуждена одеться в самые теплые вещи, ибо замерзла окончательно. Мы преодолели множество разных препятствий, шли по шлаковым полям, поднимались по подтаявшему леднику. Слышали, как где- то далеко, на склонах Острого Толбачика, грохочет лавина…

Наконец туман совсем сгустился, стало очень холодно. Оказалось, что моя предусмотрительность была недостаточной, и надо было взять еще и шапку с перчатками! Такое мне не могло прийти в голову в августе месяце! Зато я совершенно не страдала от проявлений горной болезни, которые начали ощущать мои спутники. У ребят кружилась голова, начало прыгать давление, наваливалась усталость. Я ничего этого не чувствовала.

В какой- то момент, когда туман стал особенно густым- нами овладели негативные настроения. При взгляде наверх становилось понятно, что подъем совершенно бессмысленный, мы ничего не сможем увидеть наверху и только замерзнем, устанем и разочаруемся. Упадок настроения был так очевиден, что пришлось ставить вопрос на голосование, идти дальше, или не идти! Мы почти сдулись, но тут нас догнала небольшая группа туристов, которых вела женщина- гид. Они бодро, не сбавляя шагу, догнали нас, обогнали и ушли далеко вперед и вверх, ничуть не сомневаясь в том, что делают. Я сняла их группу снизу- они были похожи на ежиков в абсолютном тумане. И мы решили, что надо идти- потому, что мы уже здесь, мы преодолели большую часть пути, и что просто НАДО. Потом мы назвали это место «Плато Сомнений» )) Сразу скажу, что Дух Толбачика нас нисколько не разочаровал, все, кто выдержал испытание, были вознаграждены сполна!

Это самое опасное место на всем пути

Последние сотни метров подъема давались особенно тяжело, как и всегда на восхождениях, особенно если идешь маршрутом впервые. Туман стоял стеной до последней минуты. И каково же было удивление и восторг, когда мы преодолели последние метры перед кромкой кратера и там увидели чистое небо и солнце! Прямо над огромной чашей кратера не было никакого тумана, там было солнечно. Но все же очень холодно. Поэтому термос с нереально вкусной настойкой редкой ягоды клоповки, принесенной одним из наших парней, был настолько кстати, что по приезду в город мы все бросились искать клоповку на рынках города. Очень уж здорово она нам помогла восстановить силы и согреться!

Сам кратер действительно представляет из себя огромную чашу, просто дыру какую- то в тверди горы. Диаметр этой громадной ямы 1800 метров, глубина около 400 метров. К сожалению, из- за высоких противоположных стенок кромки кратера совершенно не видно пейзажа по ту сторону Толбачика. А ведь там расположены высочайшие вулканы нашего материка, в числе которых Камень- самая труднодоступная вершина Камчатки, Ушковский, Крестовский, Безымянный и знаменитая Ключевская сопка. Потом нам рассказали более опытные туристы, куда надо было пройти, чтобы все же их увидеть, но туман помешал нам самим сообразить это)) Боюсь, что этому уже не случиться никогда, ибо последующее ноябрьское извержение навсегда изменило вид и форму кратера вулкана, а также уничтожило доступные тропы, проложенные туристами)))

Мы посидели возле кратера, напились вкусного «клопового» чая, сплясали шаманские танцы в честь Духа Толбачика, который все же преподнес нам чудесный подарок, сделали множество фотографий, попытались позвонить близким людям- удивительно, но на вершине вулкана можно «поймать» мобильную связь)) А я увидела, как выглядит Дух, точнее, одно из его воплощений! Слева от кратера есть скала в виде профиля огромной гориллы. Я запечатлелась на его фоне, и тоже в профиль)

Вид на Острый Толбачик, туман еще только начинает нас атаковать

Спуск, конечно же, был намного проще подъема, хотя там мы опять столкнулись с туманом. Мы рассматривали породы, среди которых было много камней с вкраплениями, по виду напоминающими золото. Собирали лапилли- чудесные образования пористой вулканической магмы, размером с грецкий орех,  напоминающие розочки. Думаю, те лапилли, которые сейчас хранятся у меня в шкатулке, уникальны, ибо последнее извержение уничтожило их. Они несут в себе мощную энергетику вулкана, эти талисманы, я буду их хранить всегда!

Кстати, единственное сложное  для прохождения место было прямо напротив ледникового водопада, там запросто можно было улететь вниз с обрыва, если бы не помощь наших мужчин. Не настолько высок был обрыв, чтобы представлять опасность для жизни, но локти с коленками пострадали бы сильно! А вот на обратном пути мы нашли более безопасный путь через это место, и просто наслаждались видами!

Туман рассеялся, и нам открылась вся картина Толбачинского дола. На этом расстоянии мы даже разглядели нашу «домашнюю» сопочку)) Кстати, за все время восхождения я съела два яблока, уже в самом низу. Никакого зверского аппетита или усталости у меня не было, и я даже не удивилась этому, поскольку такой опыт испытывала не в первый раз. Скорее, даже ожидала от организма именно такой реакции. Ушибленная накануне коленка немного мешала мне идти именно на спуске, но потом привыкла и успокоилась) Ну, а вечер после восхождения мы провели вокруг костра в нескончаемом обмене впечатлениями!

Продолжение следует!

И еще один вид, я уже в штанах и свитере))

Туристическое творчество- поросенок, сложенный из вулканических бомб

Знакомые пирамидки, как на Горелом и других вулканах

Подтавший ледник на пути к вершине

Ежики в тумане, которые стали нашей совестью)))

Посиделки с клоповкой на краю кратера

Пытаюсь дозвониться мужу))

У кратера в раздумьях

Все- таки здорово покорить очередную вершину!

А вот и профиль огромной гориллы, Духа Толбачика))

Огромная вулканическая бомба в тумане

Вид на Толбачинский дол со склонов вулкана. На горизонте дымит вулкан Кизимен

Тот же вид, но со мной

Единственный ледниковый водопад в этом районе

Чье- то творение- каменная черепашка

И еще одно- уточка))

Все фото можно легко увеличить, просто щелкнув по ним)))